В преддверии 76 - ой годовщины Победы в нашей рубрике "Люди труда" мы начинаем рассказывать о работниках сельского хозяйства - участниках Великой Отечественной Войны. Один из таких - Мухамет Зарипович Исхаков.
Родился он 3 мая 1921 года в деревни Сыриш Чекмагушевского района Башкирской АССР. Когда началась война, Мухамет Исхаков работал в совхозе агрономом. Всех забирали на фронт. И он не желал оставаться в стороне.
Его направили на северо-западный фронт, сначала в Уфу, где он принял присягу, потом был зачислен в 370 стрелковую дивизию солдатом и перевезен прямо на фронт.
«Бои были разные, но больше всего запомнился первый и самый страшный бой, который по странному совпадению был в день моего рождения. В мае 43 года меня ранило в рукопашном бою с немцем. Он бросил гранату прямо мне в руки, но я не растерялся, кинул ее как можно дальше. Произошел оглушительный взрыв. Я не сразу понял, что меня ранило. В медсанбате провел две недели и снова на фронт»- вспоминает ветеран.
Второе ранение было уже серьезным. Это случилось 28 октября. Мухамет Зарипович получил тяжелое ранение в легкое, и его направили в Нижний Тагил, пролежал он там до февраля месяца.
«Очень хотелось на фронт, чувствовал себя хорошо и рвался в бой, но врачи огорчили меня новостью о том, что отправят домой. Я не хотел с этим мириться. Приехал в свой полк, сдал лошадей. Пришло время уезжать. И как будто сама судьба мне улыбнулась. Сам того не желая, я опоздал на поезд… Растерялся и не знал куда идти. Вернулся к своим товарищам. Однополчане предложили вывести на прогулку лошадей, тогда я понял, что это подарок судьбы, я должен воспользоваться этим. На следующий день была проверка, меня заметили. Это очень не понравилось подполковнику, но за меня заступились, сказав, что я хороший минометчик и очень хочу служить Родине. Я боялся его реакции. К счастью, он разрешил служить мне дальше», - рассказывает он.
В первую очередь его полк освободил город Чернигов, после чего они встретились с Жуковым. Освободили Украину, Беларусь и дошли до Варшавы.
«Когда разгром врага был уже близок, мы воспряли духом и совсем забыли о нашем голодном и холодном хождении по болотам. Без еды и питья провели на болотах 17 дней. Лошади не выдерживали и погибали. В такие сложные минуты, когда казалось, что смерть идет по пятам, мы пели песни. У нас была своя жизнеутверждающая песня, которая согревала душу. Она была нашим оружием, можно даже сказать, полноправным бойцом: «Бомба нас страшится, мина не берет, это наша конница гвардейская идет», - говорит Мухамет Зарипович.
В январе месяце они встретились с Семеном Михайловичем Буденным. Разговор шел о том, что им выпало большое счастье штурмовать Берлин. Весь полк испытал чувство радости и гордости за оказанную честь, но страх имел место быть.
«Да, было страшно, но стыдиться тут нечего. Война – это война. Очень серьезное дело. Я горжусь тем, что не считал немцев врагами. Наблюдал за мирным населением Германии, перенимал их опыт в вопросах животноводства и земледелия. Пришло время, когда мы пересекли польско-германскую границу. Все населенные пункты были практически пусты, только пожилые женщины и дети. Я наблюдал за тем, как они вели хозяйство, и восхищался их слаженностью и трудолюбием. Вот именно таким я запомнил Берлин».