В Казани прошел молочный бизнес-форум Волго-Вятского региона

15 октября 2025 г., среда

В Казани состоялся молочный бизнес-форум Волго-Вятского региона, организованный при поддержке отделения «Банк Татарстан» ПАО Сбербанк и Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Мероприятие стало площадкой для диалога между властью, бизнесом и финансовыми институтами. В фокусе дискуссии были фундаментальные для отрасли вопросы, заданные самими участниками: строить или не строить новые фермы, как повышать рентабельность в условиях роста затрат и где найти квалифицированные кадры для реализации амбициозных планов.

С приветственным словом и докладом о состоянии агропромышленного комплекса Татарстан выступил Заместитель Премьер-министра РТ — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров. Он отметил, что по итогам прошлого года в Татарстане было произведено 2,288 млн тонн молока. Республика уверенно удерживает лидирующие позиции в России, обеспечивая 6,7% от общероссийского объема молочного производства. Татарстаном была проделана масштабная работа по обновлению стада – шесть лет назад была проведена тотальная выбраковка убыточного поголовья с последующей активной закупкой нового.

Инвестиционная активность в регионе остается высокой. В прошлом году введено 16 комплексов на 13 600 голов, в текущем – 8 ферм на 2600 голов. Еще 23 фермы на 22 тысячи голов находятся на разных стадиях реализации. Отдельное внимание уделяется развитию кормовой базы: в республике работают 56 кормоцентров, обслуживающих 210 тысяч голов КРС, при этом 50% стоимости оборудования и 30% стоимости строительства ангаров субсидируется из регионального бюджета.

Особую озабоченность татарстанских аграриев, по словам министра, вызывает судьба субсидии на литр реализованного молока. Из-за грядущих изменений в федеральном законодательстве, республика может недополучить около половины ранее выделяемых средств – порядка 500 млн руб. Эти деньги напрямую влияли на поддержку ключевых инвесткомпаний, которые сегодня активно вкладываются в строительство новых объектов.

«Объем денег - немаленький. По прошлому году он был 1,1 млрд рублей. Как раз половина из-за этого вылетает. Сегодня на федеральном уровне идут обсуждения и поиск иных мер поддержки для этого класса хозяйств. Какие они будут, пока не знаем. На текущие объемы производства молока в регионе отмена субсидии не повлияет, но в отношении дальнейших инвестиционных вложений у хозяйств настроение, конечно, испортится», - отметил Марат Зяббаров.

Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов представил масштабный обзор рынка, начав с глобальных перспектив. Глобальное производство сырого молока растет на 2% в год, а в ближайшее десятилетие потребление вырастет на 22%, или на 200 млн тонн. Как отметил Артем Белов, у России с ее огромными ресурсами земли и воды есть уникальный шанс занять существенную долю в этом «мировом пироге».

Внутренний рынок также демонстрирует потенциал, но меняется его структура. В то время как общее потребление молочной продукции за пять лет выросло на 13%, отдельные категории показывают взрывной рост: сливки – в среднем на 13% в год, сыры – на 8%, мороженое – на 6%. Этот рост во многом обеспечен развитием потребления в HoReCa. Даже в условиях охлаждения потребительского спроса в 2025 году сегмент общепита показывал рост на 6-8%.

Однако ключевым вызовом для отрасли Артем Белов назвал нарастающий дефицит сырого молока, сравнив ситуацию с 2014 годом, когда рынок столкнулся с пустыми полками из-за нехватки сырья после введения контрсанкций. Главная причина надвигающегося дефицита – резкое сокращение числа новых инвестиционных проектов. Если ранее Минсельхоз одобрял проекты на 80-100 тысяч голов в год, то в текущем году эта цифра упала до 16 тысяч. Это означает, что к 2026-27 годам рынок недополучит около 500 тысяч тонн молока.

Среди ключевых трендов, которые должны нивелировать риски, он выделил: индустриализацию: 12% сельхозорганизаций (с поголовьем более 1000 голов) производят 57% всего молока, демонстрируя значительно более низкую себестоимость и в 2,5 раза более высокую рентабельность; развитие генетики и племенной работы: продуктивность в СХО растет на 4-6% в год; более активное использование аутсорсинга: в кормах, ветеринарии, содержании скота.

«Если мы не будем наращивать предложение сырья на внутреннем рынке, мы столкнемся с абсолютно такой же историей, как в 2014 году. То есть нам рынок нужно будет каким-то образом балансировать. Поэтому я считаю, что ключевая задача – это производство молока», - считает эксперт.

Президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр поделился стратегическими планами одной из крупнейших молочных компаний мира. Холдинг обрабатывает 630 тысяч гектаров земли, имеет 42 фермы и 120 тысяч дойного стада, производя около 1,4 миллиона тонн молока в год с высокими показателями жира и белка.

Факторами успеха он назвал стандартизацию – все фермы «ЭкоНивы» работают по единым протоколам и технологиям, что позволяет легко управлять ими и масштабировать процессы. Большое внимание уделяется цифровизации: компания разрабатывает собственное ПО и активно инвестирует в искусственный интеллект, создав для этого отдельную команду из молодых специалистов.

Перед компанией сегодня стоит стратегический выбор. Штефан Дюрр озвучил два возможных сценария. Первый: достроить уже начатые три фермы и сосредоточиться на повышении надоев, развитии переработки, включая функциональные продукты. Второй: наращивать поголовье до 250 тысяч голов с выходом на 3,5-4 млн тонн молока, ориентируясь на экспорт специализированных белковых ингредиентов (лактоферрин, иммуноглобулины) для рынков Китая и ЮВА.

Детально разобрав себестоимость производства литра молока, которая в «ЭкоНиве» составляет в среднем 37 рублей, президент ГК «ЭкоНива» отметил, что при текущей цене в 49 рублей (без НДС) бизнес остается рентабельным, но требует долгосрочной предсказуемости.

«Я все-таки объединяю молочные рынки России и Беларуси, потому что, как ни крути, мы, как одна страна, и рынок у нас один. Так вот, плюс-минус, мы уже вместе с нашими братьями из Беларуси обеспечиваем себя сырым молоком. Да, привязные фермы выбывают и будут выбывать, но мы увеличиваем надои на существующих фермах, строим ещё новые проекты, поэтому, я думаю, практически компенсируем это выбытие. Поэтому предполагаю, что рынок России и Беларуси насыщен, и нам не нужен дополнительный рост поголовья молочных коров», - отметил он.

Генеральный директор «Август-Агро» Айдар Галяутдинов рассказал об успешном опыте вхождения дочерней компании крупного химического холдинга в агробизнес. С 2018 года инвестиции составили 38 млрд рублей. Сегодня компания входит в топ-3 по производству зерновых в Татарстане и в топ-5 по производству молока, имея 220 тыс. га земли и 8500 дойного стада. В 2025 году планируется выйти на производство 95 тыс. тонн молока в год.

Он отметил важность инфраструктурных проектов – строительства элеваторов, которые уже дают дополнительный рубль к цене зерна за счет логистики. Он также подчеркнул успешную кооперацию с «ЭкоНивой» по закупке нетелей, что позволило быстро и эффективно заполнить новые комплексы. Инвестиции в молочные комплексы он оценил в 1-1,3 млн рублей на одно скотоместо вместе со скотом.

«Мы, конечно, никакое не подсобное хозяйство нашего химического бизнеса, потому что мы уже приносим 30% выручки в группу, и, собственно говоря, это достаточно для нас амбициозный проект. Мы вложили 38 миллиардов для того, чтобы получать отдачу и возвращать эти деньги, в том числе и банкам», - рассказал спикер.

Заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка Сергей Алимов отметил, что на 1 октября 2025 года кредитный портфель Волго-Вятского банка Сбербанка по финансированию АПК превысил 166 млрд рублей, показав с начала года рост более чем на 3%. В Республике Татарстан кредитный портфель в АПК превысил 41 млрд рублей, показав наибольший рост - 28% с начала года.

В текущем году Волго-Вятский банк Сбербанка направил на финансирование сезонных полевых работ 18 млрд рублей, тем самым оказав поддержку 121 предприятию агропромышленного комплекса в рамках льготной программе Минсельхоза.

С учетом колебаний ключевой ставки и волатильности курсов валют становится все более актуальным управление рыночными рисками. Сбер предлагает аграриям решения по управлению процентным риском, а также инструменты фиксации валютных курсов и финансирования в дружественных валютах.

За первые девять месяцев 2025 года Волго-Вятский банк Сбербанка выплатил своим клиентам по инструментам хеджирования процентного риска 2 млрд рублей, в том числе более 570 млн рублей выплачено клиентам Республике Татарстан.

Основные выплаты получили компании крупного и среднего бизнеса, однако данные продукты становятся доступны и малому бизнесу. Это позволяет управлять рыночными рисками и планировать и финансовые потоки.

«АПК для нас — приоритетная отрасль, которая нуждается в комплексной поддержке. Поэтому сегодня Сбер для аграриев полноценный партнер для ведения бизнеса. Нам важно не только закрывать текущие потребности наших клиентов, но и помогать им выходить на новые уровни», - отметил Сергей Алимов.

Александр Маликов, управляющий ГК «Руслакто», подробно рассказал о выбранной модели частичной вертикальной интеграции. Холдинг самостоятельно производит 30% сырья (как «якорь качества»), 40-50% закупает по долгосрочным контрактам и 20-30% на споте для арбитража цены. Это, по его мнению, дает баланс между стратегической устойчивостью АПК и гибкостью, скоростью переработки.

Особый акцент был сделан на развитии бренда «Северная Долина», который недавно прошел масштабный ребрендинг. Александр Маликов видит в сильном бренде ключевой фактор рентабельности, позволяющий создавать добавленную стоимость, удерживать клиента и снижать зависимость от сетей. Для этого компания использует нестандартные подходы: вирусная реклама – ролики с запуском йогуртов на парашютах, собственный телеграм-канал, экскурсии на завод и развитие сети кофе-поинтов. Доля СTM в портфеле холдинга составляет 30%, и цель компании снизить ее до 10% к 2030 году.

«Без бренда это просто товар, который мы производим. Сегодня это персонализированный подход, точная продуктовая линейка, которая под каждый запрос потребителя дает свое решение», - отметил глава «Руслакто».

Михаил Камышный, вице-президент «Милком», начал с жесткой констатации: «Рентабельность в этом году не сохранена, ее практически нет». Все заработанное, по его словам, уходит на оплату банковских процентов, которые выросли в 2,5 раза.

Он подтвердил общерыночный тренд на рост доли частных торговых марок (СТМ) в сетях. В хард-дискаунтерах их доля уже достигает 55% с перспективой роста до 70%. По его словам, крупнейшим «брендом» в молочной категории сегодня является именно СТМ. Несмотря на это, «Милком» продолжает развивать свой флагманский бренд «Село Зеленое», который входит в топ-12 брендов России по узнаваемости среди всех производителей питания.

Михаил Камышный призвал к прагматизму. Работа с сетями, несмотря на все противоречия, дает предсказуемость, планирование и развитие категории. Он отметил, что СТМ – это уже не просто самый дешевый продукт, а качественный зонтичный бренд и важнейший инструмент для сетей по удержанию покупателей.

«Внутри сетей будут развиваться частные торговые марки. Нам может это нравится или не нравится, но, наверное, нам нужно это принять, а еще лучше даже полюбить», - считает эксперт.

Валерий Горовой, исполнительный директор по прикладному ИИ компании “Эвотор”, входящей в Группу Сбер, погрузил аудиторию в практические кейсы применения технологий. Он рассказал, как ИИ может прогнозировать отток кадров, анализируя сотни параметров (время прихода/ухода, активность в почте и др.), и привел пример компании, где из 71 спрогнозированного к увольнению сотрудника через два месяца реально уволились 65.

Также он продемонстрировал решения на основе компьютерного зрения для контроля выработки на фасовке и отслеживания брака на конвейере (на примере упаковки сыра Hochland). Особый интерес вызвал ветеринарный ассистент для животноводов, обученный на всей базе учебников и методичек Ветеринарной академии и способный отвечать на самые каверзные вопросы.

«Искусственный интеллект может прогнозировать, кто уволится через месяц. Он смотрит на ваших сотрудников, которые уволились в прошлом, ищет закономерности. По сути, мы говорим про удержание сотрудников и про повышение производительности, как эти ИИ помогает это делать», - рассказал он.

Сергей Ляшко, директор по развитию агрофирмы «Дороничи», от возможностей ИИ перешел к «суровой реальности». Он заявил, что 60% молока в его компании до сих пор производится на привязном содержании, и данные по надоям от каждой коровы собираются всего раз в месяц. Для многих хозяйств первый шаг – это не продвинутый ИИ, а базовый сбор данных, «включение света в темной комнате». Его компания активно внедряет роботизацию на переработке мяса, но в животноводстве только начинает путь к цифровизации.

«Есть на пути к цифровизации сложности. Но мы встали на этот путь, и такие программы, в частности, помогут нам повысить производительность труда и снизить количество людей, которые не дорабатывают», - уверен он.

В завершающем слове Артем Белов поблагодарил собравшихся за продуктивную дискуссию и обмен мнениями. Он добавил, что ИИ и цифровизация – это те инструменты, которые нужно использовать молочникам, чтобы повышать эффективность своего бизнеса. Также он предложил сделать Молочный бизнес форум Волго-Вятского региона в Казани ежегодным.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International