10 ноября 2014 года по инициативе Профсоюза работников АПК РФ в Государственной Думе прошел круглый стол на тему «Социально-экономическая и правовая защищенность работников АПК». Организатором мероприятия выступил комитет ГД по аграрным вопросам.
В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, представители законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы государственной статистики, Пенсионного фонда Российской Федерации, Профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, Общероссийского агропромышленного объединения работодателей, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, а также Председатель Республиканского комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Фарида Гарифуллина.
На повестке обсуждения были вопросы повышения заработных плат и улучшения условий и оплаты труда, достойного и справедливого пенсионного обеспечения работников отрасли, совершенствования рынка труда и трудовых отношений в данной сфере, улучшения качества жизни в сельской местности.
Открывая заседание, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Надежда Школкина подчеркнула, что данное мероприятие в определённой мере приурочено к 95-летию Профсоюза работников АПК России.
По её словам, проблема недостаточной социально-экономической защищённости работников аграрного сектора во многом обусловлена ускоренными темпами модернизации и интенсификации производства, требующими оптимизации кадров, то есть сокращения рабочих мест. Не отработан механизм социально-экономической реабилитации сокращаемых сотрудников. «В настоящее время 1085 предприятий находятся в стадии ликвидации и реорганизации. Сама по себе цифра в масштабах всей России, конечно, не кажется критической. Но следует понимать, что за этой цифрой стоит другая: 128000 человек, оставшихся без работы. Пока лишь 29% из них трудоустроены».
Но и сотрудники действующие находятся в группе социально-экономических рисков. Средняя заработная плата в аграрном секторе находится на предпоследнем месте по экономике, составляет 52% от средней заработной платы на современном отечественном рынке труда. Кроме того, имеются высокие задолженности по зарплате. В этих условиях неудивительно отсутствие кадрового резерва: молодёжь не стремится в данную сферу. Таким образом, при переизбытке действующих сотрудников наблюдается дефицит резервистов, которые в дальнейшем смогли бы обеспечить им достойную смену.
Вместе с тем, отмечает Н. Школкина, данная ситуация управляема и должна быть взята под особый контроль. Важно проработать комплекс мер, которые стимулируют приток молодых специалистов в АПК: и повышение заработных плат с их регулярной индексацией в соответствии с изменениями в экономической ситуации (например, ростом инфляции), и улучшение трудовых и жилищных условий, и компенсационные выплаты для горожан, которые приезжают трудиться на селе в АПК.
Зампредседателя Комитета рассказала, что при доработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и трёхлетний плановый период заложено дополнительно 20 млрд. руб. Причём, прописаны они одной строкой, без размежевания денежных средств по целям. На какие приоритетные направления и адресные объекты они будут потрачены, предстоит решать профильным специалистам. Схожим образом закреплены бюджетные средства на строительство, реставрацию и модернизацию сельских дорог – теперь стоит задача правильно их распределить.
Наконец, важная роль в создании благоприятных трудовых условий работникам АПК, отметила Н. Школкина, принадлежит бизнесу. Господдержка даст положительный эффект в сочетании с инвесторской помощью: прежде всего, это касается вопросов создания качественной инфраструктуры.
«Социально-экономическая и правовая защищённость сотрудников АПК – вопрос совместного ведения и совместной ответственности федеральной и региональной власти, работодателей и отраслевых союзов», – заявил Александр Петриков, статс-секретарь, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации. Все усилия, по его словам, направлены на повышение конкурентоспособности отрасли через её модернизацию. Важно при её проведении соблюсти баланс экономических и гражданских интересов, обеспечить социальную и правовую защищённость сельхозтоваропроизводителям.
Замминистра подчеркнул, что системные меры долгосрочного и среднесрочного характера, которые предпринимаются в данное время для развития АПК и его человеческого капитала, должны найти отражение в готовящемся сейчас программном документе – «Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года», старт разработки которой дал Президент Российской Федерации Владимир Путин на прошедшем в апреле заседании Государственного совета.
Наконец, ещё один немаловажный аспект – информированность сельского населения о своих правах. В настоящее время в целом по стране она находится на низком уровне. Однако в ряде регионов достаточно эффективно действуют службы сельскохозяйственного консультирования. Необходимо широко внедрять такие форматы информационно-юридического просвещения граждан, тиражировать успешные территориальные практики в данном вопросе.
Председатель профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации Наталья Агапова акцентировала внимание на важности коллективных форм защиты прав и интересов работников. Субъектами данного процесса должны быть не только сами работники, но и работодатели. Эффективным форматом такого сотрудничества являются коллективные договора и отраслевые соглашения, которые, однако, наниматели не всегда охотно заключают.
Она отметила определённую позитивную динамику, наблюдаемую в вопросах социально-экономического обеспечения работников: в частности, устойчивый тренд на повышение уровня жизни и некоторое повышение заработных плат. Вместе с тем она согласилась с коллегами: в реальном, денежном эквиваленте, этого недостаточно. Причём, по мнению профсоюза, запланированное Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы повышение уровня заработных плат работников аграрно-промышленного сектора до уровня 55% от средней заработной платы по экономике положения не улучшит.
«Сейчас в программе устойчивого развития заложен другой показатель – до 80%. На него и нужно ориентироваться. Однако в государственной программе предусматривается повышение лишь до 55%. Низкие заработные платы отражаются негативно не только на уровне жизни граждан, задействованных в аграрном секторе. Происходит стагнация» – заключила Н. Агапова. О модернизации АПК, а также о реализации майских Указов Президента Российской Федерации в таких условиях, подчеркнула она, речь не идёт.
Председатель Профсоюза привела некоторые статистические данные: фонд заработных плат сотрудников АПК составляет порядка 2% от общеэкономического, в то время как сотрудником АПК является каждый шестой из работающего населения страны.
Н. Агапова также остановилась на острых проблемах в сфере АПК вообще и в области трудовых отношений в частности: высокая закредитованность, рост просроченных задолженностей по заработным платам и вялые темпы их погашения (из 39 субъектов Федерации на данный момент погасили только 4), повышенная напряжённость на рынке труда, лояльность к правонарушениям, допускаемым работодателями. Чтобы мотивировать предпринимателей к созданию рабочих мест, нужно сделать отрасль рентабельной и привлекательной для потенциальных работников. В данной связи следует проработать возможность предоставления некоторых финансовых преференций: налоговых льгот и государственных субсидий.
По её мнению, следует разработать ведомственную целевую программу охраны труда в АПК и ратифицировать Конвенцию Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».
Последнее предложения председателя Профсоюза прокомментировал А. Петриков. Он отметил несвоевременность присоединения к Конвенции МОТ: в настоящее время социально-экономическое состояние российского АПК не позволит соблюдать все заложенные в данном документе критерии, требования и стандарты.
Заместитель директора Департамента сельского развития и социальной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Наталья Елисеева тезисно рассказала о тех мерах, которые предпринимаются для регулирования ситуации в сфере трудовых отношений в аграрно-промышленном секторе. На региональном уровне подъёмные средства для специалистов, приезжающих работать в сельские поселения, выделяются в размере 200000 руб. Прорабатываются механизмы установления фиксированных надбавок работникам АПК и пенсионерам, трудившимся в данной сфере. В готовящемся сейчас правительственном акте закреплён реестр профессий, представители которых смогут получать данные надбавки уже с 2016 года. В части организации охраны труда разрабатывается ведомственный документ – проект правил. Кроме того, совершенствование трудовых отношений в сфере АПК проводится путём регламентации отдельных вопросов в смежных направлениях. «Мы участвуем в совершенствовании межведомственных программ. Сейчас активно взаимодействуем с ФМС в части закрепления квот на иностранную рабочую силу в аграрно-промышленной сфере. Для овощеводства, например, прописано не более 50% привлекаемых из-за рубежа трудовых ресурсов. Мы стремимся поддерживать отечественного производителя», – пояснила Н. Елисеева.
В заключение круглого стола участники приняли проект рекомендаций. Органам государственной власти предлагается рассмотреть вопросы о:
– пересмотре соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны в сторону увеличения с 55% до 80%;
– выделении дополнительных финансовых средств на реализацию ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;
– разработке основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни сельского населения;
– разработке и принятии ведомственной (АПК) программы по улучшению условий и охраны труда;
– разработке ФЦП занятости сельского населения;
– создании условий для ратификации Конвенции МОТ №184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» и последующем осуществлении данной ратификации;
– совершенствовании механизмов формирования пенсионных прав работников АПК.