Медовый край – так порой называют Татарстан, занимающий лидирующие позиции в России по развитию пчеловодства. Только в 2023 году в республике было произведено более 3,5 тысяч тонн товарного меда. Представитель татарстанской династии пчеловодов, который соединил в своем бизнесе традиции и инновации, доказал, что мед можно не только производить, но и сделать этот процесс увлекательным для туристов, обустроить вокруг пасек целую туристическую инфраструктуру. О вехах своего пути рассказал выпускник образовательного проекта Россельхозбанка «Школа фермера» прошлого года по направлению «Агротуризм» и слушатель нового курса «Кооперация» Дмитрий Евдокименко.
«История нашего семейного дела начинается с 1990 года с подбора земельного участка в сельской местности для организации стационарной пасеки. Основными критериями выбора стали удаленность от загрязняющих производств и наличие богатой дикоросной медоносной базы. Таким местом была выбрана деревня Луковское Зеленодольского района, где наша семья получила участок земли под личное подсобное хозяйство. Со временем на участке был построен небольшой домик, посажен сад, организован огород. А также заложена пасека», – рассказывает Дмитрий Евдокименко.
По его словам, на пасеке все было создано руками его отца: он сам смастерил ульи, рамки для них, освоил тонкости обращения с пчелами. Тем более, опыт в семье имелся – родственники фермера занимались пчеловождением более 50 лет. «Я с самого детства находился на подхвате у отца на пасеках: то инструмент поднести, то дымарем поработать при ревизии ульев, то на качке мёда крутить медогонку. Так зародилась наша пасека в начале 90-х годов», – отмечает Дмитрий Евдокименко.
А дальше пасека росла и развивалась, расширялась линейка продуктов пчеловодства. «Развитие пасеки возможно не только через увеличение количества пчелосемей и объема продуктов пчеловодства, но и через организацию агротуристических услуг, таких как проведение экскурсий на пасеке, мастер-классов по ревизии ульев, участие туристов в процессе выкачки меда, «сон на пчелах» в специальных апидомиках и, конечно же, чаепития с дегустацией мёда.
Очень важно, чтобы потенциальные покупатели знали своих пчеловодов лично, имели возможность увидеть процесс производства. Это становиться очень востребованным на фоне увеличения объема фальсифицированного меда в торговых точках», – делится опытом фермер.
Новой вехой пчеловодческого бизнеса стал агротуризм, азы которого Дмитрий Евдокименко изучил в «Школе фермера».
«Безусловно, проект «Школа фермера» является мощным драйвером, который способен научить построить рентабельный фермерский бизнес. «Школа фермера» - это стартер, который заводит очень сложный механизм реализации бизнеса от идеи до получения стабильной прибыли.
Данный обучающий проект актуален и востребован как для начинающих участников аграрной отрасли, так и для более опытных специалистов. Он позволяет систематизировать уже имеющиеся знания, а также получить современные узкоспециализированные навыки для развития сельскохозяйственных объектов. Полученные новые коммуникации, обмен опытом с новыми коллегами стимулируют участников обучения к взятию новых вершин в агробизнесе», – подчеркнул Дмитрий Евдокименко.
Нужно отметить, что агротуризм включён в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». В его рамках фермеры получат гранты до 10 млн рублей на создание инфраструктуры для туристов. На эти деньги хозяйства могут благоустроить территорию, приобрести необходимое оборудование и создать условия для посещения туристов.
«Агротуризм» призван помочь предпринимателям расширить свой бизнес и получить дополнительный доход за счет альтернативного канала сбыта своей продукции. Благодаря такому виду государственной поддержки, в республике будут появляться новые туристические объекты, что будет способствовать повышению привлекательности сельских территорий и их устойчивому развитию.